Новости
4 мая 2018, 04:31

Путешествие по забытой железной дороге «Нахабино–Павловская Слобода».

Рассказывает Кристина Подолич, ученица 10-го класса красногорской школы №15

Готовимся к экспедиции Я родилась и выросла в Нахабине. На моих глазах посёлок городского типа с малоэтажной застройкой стремительно превращается в город: возводятся новые дома, увеличивается население. Облик старых микрорайонов изменяется до неузнаваемости, уходят в прошлое прежние транспортные линии. На территории нашего посёлка иногда встречаются фрагменты рельс, шпал и железнодорожных платформ. Коренные жители знают, что это остатки железнодорожной ветки «Нахабино–Павловская Слобода», прекратившей свою работу в середине 90-х годов прошлого столетия. Десять лет назад её демонтировали. Мне стало интересно, как она функционировала, и что сегодня осталось от железнодорожной ветки, прослужившей людям почти 70 лет. В исследованиях мне помогала учитель истории школы №15 Мария Валериевна Черникова. Прежде чем отправляться на поиски, я расспросила маму и бабушку. Они подтвердили, что железнодорожная ветка существовала, и по ней ходил поезд, который называли «кукушкой». Бабушка добавила, что по этой дороге они ездили к родственникам в Павловскую Слободу, и это было крайне удобно. В книге Е.Н. Мачульского «Красногорская земля» информацию об этом объ-екте я не нашла, зато в монографии С.Ю. Мамаева «Павловская Слобода. Век перемен» содержалось достаточно сведений для начала исследования. Также мне удалось найти карту Красногорского района 2003 года, на которой была обозначена железнодорожная ветка «Нахабино–Павловская Слобода». Железная дорога от Нахабина до Павловской Слободы была построена для снабжения военных полигонов Наркомата Обороны СССР в начале 1920-х годов, но использовалась в основном для перевозки пассажиров. Ветка была однопутной, с 1956 года электрифицированной. Время в пути занимало 16 минут. Существовало 6 остановочных пунктов: Нахабино, Парковая-1, Парковая-2, Исаково, Озерки и Павловская Слобода. Помимо пассажирских станций была ещё одна платформа. Она находилась на территории воинской части, и к ней вёл мост через реку Истру. Однако с 1992 года ветка постепенно стала приходить в упадок. В связи с плохим состоянием полотна время в пути увеличилось до получаса, снизился пассажиропоток. Ко всему прочему, в это время произошёл всплеск вандализма. В результате многие электропоезда отменили, а в конце 1996 года пассажирское движение прекратилось совсем.

поиски и находкИ То, что в «кабинетных» условиях выглядело просто, на деле обернулось экспедицией, занявшей два дня. В результате поисков мы нашли и сфотографировали железнодорожный мост через Истру, железобетонные плиты, которые когда-то были платформой вблизи воинской части. Следов существования станции Павловская Слобода мы не обнаружили. На месте, где она некогда находилась, построен закрытый коттеджный посёлок и, по словам местных жителей, от неё уже несколько лет как ничего не осталось. Зато платформа Исаково сохранилась неплохо, и обнаружили мы её без особого труда. Напротив ДК «Восток» находилась платформа Парковая-1, но и она исчезла без следа. О том, что здесь когда-то была железная дорога, напоминает лишь полузаасфальтированный рельс на автомобильной дороге. Пока искали платформы Озерки и Парковая-2, то и дело встречали остатки шпал, старые железнодорожные столбы и фрагменты плит. Из общения со старожилами поняли, насколько удобна была в своё время эта железнодорожная ветка для местных жителей и многочисленных дачников, и сколько сложностей появилось в их жизни в связи с её закрытием. Во время нашего путешествия мы много фотографировали. Сравнив наши фото со снимками тех же мест 10-15-летней давности, найденными в интернете, убедились, насколько стремительно, к сожалению, в наше время исчезает историческая застройка и объекты материальной культуры совсем недавнего прошлого. Слово руководителю краеведческого медиапроекта «Летопись» Елене ХаритоновОЙ Дорогие читатели! Недавно в нашей газете появилась новая рубрика «Летопись». Она посвящена архитектурным памятникам, интересным местам и, конечно же, замечательным людям, которые жили и живут в городском округе Красногорск. Начиная эту работу, мы не предполагали, что в нашем муниципалитете так много жителей не только интересующихся краеведением, но и выступающих в роли исследователей, в том числе и семейной истории. Особенно радует, что много среди них молодёжи. На сегодняшний день объём и тематическое разнообразие информации выходят за рамки газетной рубрики, и мы решили создать краеведческий медиапроект «Летопись». В нём будут задействованы все ресурсы информационного агентства «Красногорские вести»: газетные полосы, группы в социальных сетях и сайт. Этот проект станет творческой площадкой, где любители истории смогут делиться результатами своих изысканий, обсуждать актуальные исторические темы, искать единомышленников для будущих исследований. В своём ежегодном отчёте глава г. о. Красногорск Радий Хабиров поставил задачу поработать над красногорской идентичностью, объединить красногорцев на основе общей истории и традиций. Проект «Летопись», на наш взгляд, будет этому способствовать.

На снимке: фрагмент карты Красногорского района 2003 года. Железнодорожная ветка «Нахабино–Павловская Слобода».

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg