Новости
2 мая 2018, 20:31

«Венец земного цвета»: праздничный мир Бориса Кустодиева в «Новом Иерусалиме»

Выставка работ Бориса Кустодиева «Венец земного цвета» проходит в музее «Новый Иерусалим» в Истре. В экспозиции представлено более 60 полотен великого русского художника из тринадцати российских музеев и частных коллекций. Масштабный арт-проект в Подмосковье приурочен к 140-летию со дня рождения Кустодиева – мастера, чье имя неразрывно связано с отечественной культурой.

ПОДАРОК ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА Имя Кустодиева традиционно связывают с русским купечеством и даже называют его «живописателем купеческой жизни». Именно с образами розовотелых румяных дам за самоваром или в бане, народных сельских гуляний и ярмарок ассоциируется его живопись у среднестатистического зрителя. Этот яркий кустодиевский праздник для глаз действительно ныне невероятно притягателен в «Новом Иерусалиме». «Выставка Бориса Кустодиева – очередной крупный межмузейный проект в музее «Новый Иерусалим» и новый важный шаг в развитии культурного взаимодействия регионов. На этот раз в Истре экспонируются работы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Краснодара, Владимира и других городов нашей страны. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» подтверждает статус одной из главных культурных площадок России, не опуская планку, взятую на выставках Шишкина, Левитана, Пикассо. Уверена, что представленная экспозиция этого поистине народного художника, передавшего в своих работах безграничную любовь к русским традициям и быту, станет настоящим подарком жителям и гостям Истры, всего Подмосковья», – отмечала министр культуры Московской области Оксана Косарева.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Лейтмотивом выставки являются строки Александра Блока: «Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам..» Поэтому экспозиция, развернутая на площади более 1000 кв. метров, строится не как академический рассказ о творчестве мастера по хронологическому принципу, а сосредотачивается на ключевых темах в работах Кустодиева: праздники, «русские типы», портреты, – на тех темах, которые выделили художника из ряда его современников, сформировали его уникальную творческую манеру. На выставке представлен изобразительный материал, который наглядно демонстрирует, как выстраивалась эволюция мастера в рамках одной темы – от редчайших эскизов для дипломной картины «Базар в деревне» (картина не сохранилась) к «Масленице» (собрание Государственного Русского музея) и «Ярмарке в Кинешме» (1917, Частное собрание). Так, узнаваемая кустодиевская тема масленицы фигурирует и в знаковом живописном полотне «Масленица» (1916, Государственный Русский музей), и в отдельных произведениях с персонажами масленичных гуляний, например, «Торговцы бубликами» (1919, Частное собрание), и в театральных эскизах, где тема масленицы перенесена на сцену. Купеческая тема воплощена в классическом портрете «Купец» (1918, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств), в акварелях и в натюрморте «Яблоко и сторублевка» (1916, ГМЗ «Петергоф»), символический смысл которого терялся из-за причисления его к декоративным натюрмортам мастера. Тема дворянского портрета выстраивается от ранних работ художника в этом жанре, выполненных под большим влиянием его учителей, через увлечение французскими мастерами импрессионизма («В театре», 1907, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) – к подчеркнуто авторски решенным портретам: «Портрет женщины в голубом» (1906, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Автопортрет. (На охоте)» (1905, Государственный Русский музей). Русская провинция, народные праздники – в каждой теме организаторы постарались продемонстрировать и знаменитые полотна, и редкие, не часто выставляемые произведения.

СОБЫТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПОДМОСКОВЬЯ По мнению организаторов, выставка произведений Бориса Кустодиева в центральном музее Московской области при участии одного из флагманов мирового музейного сообщества – Государственного Русского Музея – стала одним из самых ярких событий в культурной жизни Подмосковья и позволяет продемонстрировать высочайший уровень развития межмузейного взаимодействия. «Для музея «Новый Иерусалим» возможность сотрудничать с Русским музеем и другими музеями нашей страны в рамках региональной программы имеет колоссально важно значение, – подчеркнул генеральный директор МВК «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов. – Это не только новый опыт выставочной деятельности, но большой шаг на пути реализации государственной программы регионального развития культуры. Такое стратегическое партнерство дает региональным музеям мощный импульс к новым проектам, направленным на популяризацию историко-художественного наследия». Напомним, что музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» уже имеет довольно богатый опыт проведения межмузейных проектов. В его стенах, начиная с 2016 года, экспонировались работы И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, а в декабре 2017 года здесь была открыта совместная с ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Пабло Пикассо.

Вы еще успеете увидеть работы Бориса Кустодиева в музее «Новый Иерусалим». 27 мая 2018 года – последний день работы выставки.

Юлия СОКОЛОВА. Использованы материалы njerusalem.ru. Фото автора.

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg